Коврики для мелкой моторики своими руками

Евгения Холодняк
Работа с детьми с тяжелой умственной отсталостью

Работа с детьми с тяжелой умственной отсталостью

Умственная Отсталость:

(малоумие, олигофрения; др. -греч. — малый + — ум; англ. mental retardation) – врожденная или приобретенная в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации;

стойкое, необратимое нарушение психического развития.

Причины умственной отсталости: Наследственные факторы (70-90%, Врожденные вредности, Приобретенные воздействия. С достоверностью этиология (причины) УО установлены только у 35% людей.

Эндогенные (наследственные):

- Мутации

- Эндокринные заболевания и метаболические дефекты

- Перезревание половых клеток

- Возраст родителей

Врожденные:

- Хронические заболевания матери, приводящие к гипоксии плода (СС-недостаточность, болезни печени, почек, диабет, болезни щитовидки)

- Несовместимость по Rh-фактору и факторам AB0

- Внутриутробные инфекции

- Вирусные заболевания

- Химические вредности

- Физические факторы

- Механическое воздействие

- Острые или хронические эмоциональные стрессы

- Недоношенность или переношенность

Приобретенные:

- Перинатальные вредности (гипоксия плода)

- Энцефалит

- Тяжелая интоксикация

- ЧМТ

- Состояние клинической смерти

- Социальные и культурные факторы

- Депривация

Классификация Умственной отсталости

МКБ-10/IQ/Отечественная классификация/Социальная характеристика

F70, Легкая УО/50-69/Дебильность/Воспитуемы, обучаемы, трудоспособны

F71, Умеренная УО/35-49/Имбецильность/Воспитуемы, необучаемы, нетрудоспособны

F72, Тяжелая УО/20-34/Имбецильность/Воспитуемы, необучаемы, нетрудоспособны

F73, Глубокая УО/Ниже 20/Идиотия/Невоспитуемы, необучаемы, нетрудоспособны

Особенности развития детей с тяжелой УО

Двигательная сфера

Грубое недоразвитие двигательной сферы: нарушение и слабость статических и моторных функций, координации, точности и темпа произвольных движений. Движения замедленны, неуклюжи, дети не умеют прыгать и бегать. Заданную позу сохраняют в течение 1-2 секунд. Координация движений очень плохая. У одних детей преобладает замедленность, отсутствие движений, их однообразие, неловкость. У других преобладает повышенная подвижность, они находятся в постоянном движении, однако их действия нецеленаправленны, беспорядочны, активность определяется предметами, попадающими в их поле зрения. Как правило, такие дети не могут себя обслужить. Дифференцированные движения рук и пальцев практически не отмечаются.

Внимание. Восприятие

Внимание всегда серьезно нарушено: иногда оно не привлекается, а если это удается сделать, то оно малоустойчиво. Активное внимание может отсутствовать. Часто внимание детей можно привлечь яркими или звучащими предметами, но на очень короткий срок.

Часто встречаются аномалии развития органов чувств. У подавляющего большинства имеются функциональные расстройства анализаторов. Дети в большинстве своем не умеют перерабатывать поступающую информацию.

Восприятие отличается глобальностью и поверхностностью. Незнакомые явления не вызывают ориентировочной деятельности. Недифференцированность восприятия приводит к отсутствию анализа, сравнения, применения действий для улучшения восприятия. Деятельность становится беспорядочной и неосмысленной.

Мышление / Речь / Память / Личность

Мышление : бессистемно и хаотично. Отсутствие смысловых связей. Дети не могу оперировать отвлеченными понятиями, не способны выявлять и понимать связи между действиями.

Речь глубоко недоразвита, ее появление очень запаздывает. Степень ее недоразвития обычно соответствует тяжести психических нарушений. Более чем у четверти детей речь не формируется. Большинство понимают обращенную речь примитивно, приблизительно. Некоторые могут улавливать мимику, интонации, отдельные слова.

Память отличается очень малым объемом и постоянными искажениями при воспроизведении запечатленного материала. Слабо развита механическая руками память.

Типичные черты личности тяжело умственно отсталых лиц – отсутствие побуждений или хаотическое стремление ко всему, что находится в пределах видимости. Все они отличаются инертностью и тугоподвижностью психики, с трудом переключаются на что-то новое, повторяют старые заученные штампы. Эмоциональные реакции отличаются однообразием и недифференцированностью.

Диагностические методики

Матрешки;

Стаканчики;

Кубики;

Разрезные картинки;

Кубики Косса;

Кому что нужно?;

Кто что любит?;

Что не нарисовано?;

Парные картинки;

Нарисуй так же;

Цветные коврики;

Что ты помнишь?

Покажи цвета;

Схематические фигуры;

Карта наблюдения за проявлениями эмоционального состояния детей

НАБЛЮДЕНИЕ!

Цели работы:

Дети:

1. Социализация!

2. Освоение норм общения и взаимодействия друг с другом/со взрослыми.

3. Помощь в освоении КГН.

4. Помощь в освоении новых способов общения (невербальных).

5. Обогащение сенсорного опыта детей.

Взрослые:

1. Психологическая поддержка.

2. Оказание фактической помощи («недостающие руки»).


Педагог в группе для детей с УО тяжелой степени:

какими качествами он должен обладать?

Понимание глубины дефекта

(отсутствие завышенных требований)

Терпение

Терпимость/Принятие

Требовательность

Доброта

Психическая устойчивость

Организованность

Ответственность

Тепло

Любовь

Коммуникабельность

Внимательность

Отзывчивость

Педагогический такт


Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/rabota-s-detmi-s-tjazheloi-umstvenoi-otstalostyu.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Делаем своими руками поделки по нашим инструкциям с Из пенька своими руками


Коврики для мелкой моторики своими руками Коврики для мелкой моторики своими руками Коврики для мелкой моторики своими руками Коврики для мелкой моторики своими руками Коврики для мелкой моторики своими руками Коврики для мелкой моторики своими руками Коврики для мелкой моторики своими руками